Беседа "Дикие и домашние животные" (сред.гр. 2023г.)
29 июня 2023
Конспект беседы средней группы
«Дикие и домашние животные»
Цель: Закрепить представления детей о домашних и диких животных.
Вводная часть:
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Как думаете, а существуют ли животные, специально выращиваемые человеком?
Как их называют? (домашние)
-А те животные, которые сами добывают пищу, защищаются от врагов, как называются? (дикие)
Сегодня на уроке мы поговорим о диких и домашних животных. Посмотрим, какую роль они играют в жизни человека?
- Давным - давно, когда ещё не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко они находили себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить с ним рядом. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.
- Чем домашние животные отличаются от диких?
-Как думаете, чем домашние животные платят людям за их любовь, ласку, внимание?
2. Основная часть:
- Физкульминутка
«Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть, (Встать со стульчиков)
Наши пальчики встряхнуть. ( Сжимание и разжимание пальцев)
Поднимайте ручки вверх, (Поставить ладони на голову пальцами вверх)
Шевелитесь, пальчики, (Подвигать ладонями вперед – назад)
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках, (Ходьба на месте на носочках, плавные
Как лисы бродят по лесочку. движения руками перед собой)
Волк озирается кругом, (Руки на поясе, повороты головы
И мы головки повернем. влево – вправо)
Теперь садимся тише, тише, ( Сесть на корточки)
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу, (Ходьба вперевалку, руки перед собой согнуты в
Топтался и рычал. локтях)
Хотел он очень меда,
А где достать, не знал. (Поднять плечи вверх, сделать вопросительный вид)
Молодцы! А теперь попробуйте отгадать загадки.
Загадки.
- Кто в берлогу спать ложится –
Волк, медведь или лисица? (Медведь)
- Расскажите, какой медведь? (Косолапый, большой, сильный, бурый).
- Покажите, как ходят медведи. (Дети изображают, как ходят медведи).
- Что медведь кушает? (Мед, ягоды, рыбу).
Загадка: С ветки на ветку
Быстрый, как мяч,
Прыгает по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он
Шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.
(белка)
Показ рисунка белки.
- Её пушистый хвост, он помогает белке прыгать с дерева на дерево, с ветки на ветку.
-Как думаете, чем белка питается? (орехи, шишки, грибы)
А ещё у белки зимой на ушах вырастают кисточки, чтоб в морозную погоду не отморозить кончики ушей. Посмотрите на её шерсть, она пушистая, мягкая, теплая. Вот и подумайте, какое значение для человека она имеет?
Загадка; Всех зверей она хитрей,
Шуба рыжая на ней
Пышный хвост её краса
А зовут её (лиса)
-Ей нужен пышный хвост для того, чтобы заметать на снегу свои следы от охотников, собак. Она очень хитрая. Не зря её в сказках называют Лисой Патрикеевной.
-А какие сказки знаете вы о хитрой лисе? ("Колобок", "Лиса и журавль", "Лиса и тетерев", "Теремок")
Загадка. Летом серый, а зимой белый. (Заяц)
- Какой заяц? (Маленький, трусливый, пушистый, серый).
- Какой заяц? (Маленький, трусливый, пушистый, белый).
- Как белая шерсть помогает зайцу зимой? (Белого зайца не видно на снегу).
- Изобразите, как зайчик прыгает? (Дети прыгают.)
- А как он прячется от врагов? (Дети приседают, над головой изображают ушки с помощью рук)
- Что любит заяц? (Кору деревьев, морковь, капусту).
- Чем похожи медведь и заяц? (У них есть голова, лапы, хвостик, рот, нос, глаза, уши).
- Чем отличаются? (Медведь – большой, а заяц – маленький. Медведь любит малину, мед, рыбу, а заяц – кору деревьев, траву, морковь, капусту. Медведь зимой спит, а заяц нет. Медведь умеет лазать по деревьям, а заяц не умеет).
Загадка: У меня есть пятачок,
Вместо хвостика – крючок,
В луже я лежать люблю
И похрюкивать: «Хрю-хрю!». (Свинья)
Дети описывают свинью (клинообразная голова, заканчивающаяся пятачком, большие стоячие уши и маленькие глаза, толстое округлое тело, хвост – колечком и стройные ноги с копытцами).
Воспитатель. Свиньи хорошо приспособлены к прохладному климату: толстый слой жира защищает их от мороза и от непогоды, а вот жару животные переносят плохо. Свиньи неприхотливы в еде. Свиньи – симпатичные и добродушные животные. Они знают и любят своих хозяев.
Загадка: То мурлычет, то играет,
То куда-то удирает,
Убегает далеко.
А когда придет обратно,
То мяукает и с блюдца
Пьет сырое молоко.
- Вы отгадали загадку? Кто же это? (Кошка)
- Скажите, ребята, кошка домашнее или дикое животное?
- Домашнее.
- Почему вы думаете, что кошка домашнее животное? (Ответы детей.)
- Каких домашних животных вы еще знаете? (Ответы детей.)
- А теперь назовите животное и его детеныша.
Ответы детей:
- У собаки – щенок.
- У кошки – котенок.
- У курицы – цыпленок.
- У коровы – теленок и др.
- У зайца – зайчонок.
- У волка – волчонок.
- У белки – бельчонок и др.
- Где живут животные? (В лесу).
- А где еще могут жить животные? (Дома у человека).
Вывод:
- Животные, которые живут в лесу, называются дикими. Дикие животные находят сами себе корм, они делают себе норы и сами заботятся о своих детенышах.
Животные, за которыми ухаживает человек, называются домашними.
Итог: - Каких животные называют дикими? (Животные, которые живут в лесу, сами находят себе корм, сами делают норки, называются дикими).
- Каких животных называют домашними? (Животные, которые живут у человека, за которыми ухаживает человек, называются домашними).
Воспитатель: Мы с вами большие молодцы, теперь мы хорошо разбираемся в диких и домашних животных.